Руководитель проекта: академик Ю.Н. Кульчин
Внешний вид макета аппарата лазерной подводной очистки поверхности объектов от биообрастателей (слева – на суше; справа – в воде)
Краткая характеристика
Сущность технологии заключается в периодическом уничтожении био-обрастателей, прикрепившихся к корпусу судна, с помощью сканируемого лазерного излучения на начальной стадии обрастания без повреждения лакокрасочного защитного слоя. Периодичность обработки составляет один раз в два-три месяца или при каждом заходе корабля в порт. Предполагается, что в портах будет организован платный специализированный сервис по очистке и мониторингу судов со взиманием платы. Это позволит увеличить портовые сборы и налоговые отчисления в бюджет.
Попутно решается задача постоянного мониторинга и контроля целостности подводной части корпуса судна с целью повышения безопасной эксплуатации.
Область практического применения
Технология по очистке подводной части корпусов любых типов судов, стационарных и подвижных морских и пресноводных объектов позволяет:
- обеспечить экономичную эксплуатацию корабля на всем периоде его жизненного цикла с постоянной средней экономией топлива до 25%;
- осуществлять автоматизированный объективный, документальный контроль качества выполненных работ и документальный контроль целостности корпуса и винто-рулевой группы судов и гидротехнических конструкций без участия водолазных групп;
- обеспечить безопасность персонала, выполняющего очистку подводной части корпусов морских объектов;
- очистка корпуса судна может производиться как у стенки причала при погрузке - разгрузке, так и на рейде в процессе ожидания подхода к пирсу без дополнительного простоя судна;
- технология превосходит все известные аналоги, позволяет полностью стерилизовать поверхность и предотвратить загрязнение акваторий чужеродными организмами и био-вредителями без постановки судна в карантин.
Возможный технический и (или) экономический эффект от внедрения
Технология позволит сэкономить в мире 62,5 млн. тонн топлива, что эквивалентно 37,5 млрд. долларов. Рынок бункерного топлива России на данный момент составляет около 10 млн. тонн топлива в год. Экономический эффект для России составит 1,5 млрд. долларов в год. Соответственно значительно снизятся выбросы углекислого газа от сжигания топлива и наносимый природе вред.
Сравнительные характеристики с известными разработками
Аналоги подобной технологии лазерной очистки подводной части корпусов кораблей и морских искусственных сооружений в мире отсутствуют.
Данная технология очистки конкурентоспособна с уже существующими (в том числе, кавитационными технологиями – CaviBlaster) способами очистки судов по качеству, цене и превосходит их по качеству очистки и безопасности, т.к отсутствует необходимость водолазных работ.
Для экономики России, внедрение такой технологии означает, кроме прямой ежегодной экономии за счёт снижения потребления бункерного топлива, дополнительное увеличение налоговых отчислений от роста международной привлекательности торговых портов и их товарооборота. Возросший социальный фактор в виде создания дополнительных рабочих мест и значительного улучшения экологической обстановки в акваториях портов приведет к укреплению здоровья населения.
Экспортная направленность технологических решений
Реализация концепции лазерной очистки от обрастания позволит в кратчайшее время создать новую методологию защиты морского транспорта и морских гидротехнических сооружений от обрастания, ввести регулярную инспекцию подводной части корпуса судов для снижения аварийности на морском транспорте. Концепция будет способствовать появлению крупных интеграционных проектов, находящихся в русле мировых приоритетов, что может привести к генерации нового кластера мировой экономики и изменению рейтинга и значимости морских портов.
Вид обросших образцов до лазерной очистки (слева) и после лазерной очистки (справа)